Мое весеннее длительное путешествие в Северный Вьетнам

Вьетнам, за свою сложную 3000-летнюю историю, является домом для удивительного слияния различных религий, вер и философий. Духовная жизнь типичного вьетнамца - это смесь буддийских устремлений, конфуцианской этики, семейных связей и неопределенных вер в послежизне и других формах бытия. В течение всего года и на протяжении всей жизни вьетнамские люди тщательно наблюдают, следуют своим разнообразным духовным обязанностям и побуждениям, не беспокоясь о деликатных различиях, присущих этим разным системам веры и философии. Во время лунного Нового года все семьи собираются, чтобы почтить память предков и вспомнить социальные обязательства, управляющие жизнью людей. Тем не менее, как только эти обязанности выполнятся, их дух стремится к более высоким и более широким планам, и наступает 3-х месячное весеннее странствование.

Расположенный в 65 км к юго-западу от Ханоя, Chùa Hương (Ароматная Пагода) представляет собой комплекс из десятков пагод, расположенных в великолепных известняковых горах вдоль реки Yến (река Ласточка). С многих веков, каждую весну, сотни тысяч странников были перевезены над рекой на деревянных лодках, очарованных красотой горных пород, растений и воды, гармонично смешанной. По истечении двухчасовой езды на лодке им предстоит примерно трехчасовое лазание по скользкой каменной ступеньке, переполненной странниками сверху и снизу, столкнувшись с сотнями энергичных местных продавцов и попрошаек, стоящих сбоку, прежде чем добраться до конечного пункта назначения - огромная пещера на вершине с несколькими статуями Будды и Бодхисаттвы, многочисленными сталагмитами и сталактитами в разных формах, все они были таинственными и священными из-за тусклого света, проходящего через отверстие на потолке, вместе с зигзагообразным дымом от тысяч ароматических палочек.

Прогуливаясь по пещере, у кого-то быстро появилось представление о том, какие молитвы чаще всего произносятся: «Пожалуйста, дайте нам сына!»; «Пожалуйста, дайте нам ребенка, лучше сына!»; «Пусть наш бизнес процветает!»; «Пусть моя жена в скором времени оправится от болезни!», «Могу ли я в ближайшее время найти хорошего мужа!» и т. д.... И они действительно желают этого, имея веру в силу Гуаньинь - божество (Dieu Thien Guanyin Bothisattva), чтобы исполнить искренние пожелания. Согласно легенде, Зиеу Тхиен была принцессой, которая не подчинилась своему отцу-королю, следуя ее стремлению стать буддийской монахиней. Разгневанный неповинованием своей дочери, царь приказал сжечь пагоду, куда она была посвящена. Белый тигр появился посреди огня и отвез ее в пещеру Хыонг (Пещера духов), где она продолжила свою практику и получила физические силы. Используя ее божественный глаз, она увидела, что ее отец подхватил необычную болезнь, и что его могут спасти только в том случае, если она отдаст свои собственные глаза. Чудесно вылечив, ее отец узнал свою отверженную дочь, раскаявшись в своих плохих поступках, и сам стал Буддистом. Что касается Зиеу Тхиен, то благодаря ее великой заслуге и состраданию, ее зрение было восстановлено, и с тех пор она стала покровителем священной горы, наблюдая за благополучием людей. Это все то, что рассказывают всем посетителям о происхождении паломничества с небольшими вариациями. Независимо от того, верите ли вы в эту прекрасную историю или нет, коллективная вера других странников может ощущаться очень сильно, и, когда вы на мгновение собираете чьи-то мысли, то тот человек поражен чувством благоговения, чего-то вне этого мира.

Паломничество в Ароматную Пагоду не ограничивается восхождением в пещеру Хыонг. Странники могут легко провести несколько дней, иская другие более мелкие пещеры и пагоды на разных ветвях реки Йен. Традиционное паломничество длится три дня, паломники остаются ночевать в пагодах или в палатках, временно расставленных местными жителями рядом с каменными ступеньками. Обычно заполненные старушками с черными зубами и жующими орехи бетеля, рассказы, которые исходят из палаток, принадлежат далекому миру: миру поэзии и скандированию, легенд и мифов. Это мир поколения нашего детства, убаюканный воспоминаниями о прошлых днях великой мамы. Однако, поскольку население под палатками, как правило, становится моложе, с более окрашенными волосами и туфлями, истории постепенно заменяются дискуссиями о фондовых рынках, спекуляциями на рынке недвижимости и последними музыкальными хитами ... Да, Будда говорил: все усугубляемые вещи непостоянны - Саббе Санкхара Аникка. Жизнь - это перемены.

Каждый год более миллиона паломников приезжают со всех уголков Севера, чтобы воздать должное Зиуе Тхиен (Kuan Ying Bodhisattva). Каждой весной, около 5000 местных гребных лодок задействованы в перевозке посетителей. Все в местных деревнях - молодые, пожилые, женщины или мужчины так или иначе вовлечены во все виды деятельности, связанные с паломничеством: катание на лодках, фотоуслуги, продажа продуктов питания и лесных товаров, гид, помощь в скалолазании и ... молитва! Возможно, некоторые из них знают о высшем значении пути Бодхисаттвы, который должен развивать такие качества, как любящая доброта, мудрость, терпение и решительность и т. д. ... через несчитанное время жизни до достижения совершенного просветления, становления Буддой, чтобы научить разумных существ - путь к освобождению. Тем не менее, все они, кажется, знают наизусть историю жизни божества Зиеу Тхиен, каждое место, где совершаются чудеса ею, и всегда с готовностью предлагают свое объяснение любому посетителю, желающему прислушаться. На протяжении веков собственный перевод местных жителей Священного Писания, несомненно, определял веру паломников. Их характер, их образ жизни теперь стал неотъемлемой частью паломничества.

Когда прошло три месяца паломничества, пылающая толпа исчезла, деревенская жизнь возобновилась. Лодочники, продавцы, местные гиды снова становятся рисовыми фермерами, упорно сгибая спину на затопленных полях. Еще девять месяцев будут спокойно проходить, до следующей весны ...

По сравнению с Ароматной Пагодой, гора Йен-Ты, второе по посещаемости место, гораздо менее сказочнее. Его слава стоит вместо этого на необычной духовной жизни исторического короля Чан Нян Тонг (Tran Nhan Tong) (1258-1308 гг.), который, выполнив свой королевский долг по защите страны от нашествий монголов в 13 веке, отошел от власти, чтобы стать простым монахом, ища пробуждение. Трудность оставить позади все ожидания семьи и людей, должно быть, была основным фактором выбора этого чрезвычайно уединенного скита, несколько дней скакания на лошади из цитадели. Сегодня, просто следуя по тропинке через густой лес, вверх до пика Фу Ван на высоте 1068 м, можно представить себе, насколько была сильна решимость царя и насколько глубока была его любовь к уединению. Считается, что он в конечном итоге достиг просветления и действительно является первым Патриархом Чук Лама (бамбукового леса) Дзэн-родословни, единственным вьетнамским формальным Дзен-родословни, которая была возрождена со второй половины 20-го века. Сегодня монастырская система Чук Лам (Truc Lam) известна по всей стране своей высокоорганизованной практикой, а также живописной обстановкой и макетом.Традиционное паломничество начинается от ручья у подножия горы Йен Ты, где король-консорт якобы бросил самого себя, чтобы покончить жизнь самоубийством, не отвлекая короля от его духовных поисков. Тенистый след постепенно прогрессировал до высоты 450 м, где можно найти ступа Патриарха, сделанного из камня, простого и скромного, но энергично величественного. Самые благочестивые из паломников обычно ходят вокруг ступы три раза, прежде чем сесть в каком-нибудь уголке для спокойной медитации. Для всех это прекрасное место для отдыха. На этой высоте воздух свежий и чистый. Зеленый лес, усеянный дикими цветами снизу, имеет успокаивающий эффект. Здесь и там несколько старых пагод служат местами для поклонения и убежищам для тех, кто слишком устал, чтобы продолжать. По мере продвижения вперед по вознесению естественно разворачивается история мистической жизни Патриарха. Физические и умственные усилия, связанные с подъемом по крутой лестнице, дополняют восхищение уединенного монаха тогда, умело сталкиваясь с внешними и внутренними проблемами, пока мудрость не откроет ему идеальный мир Нирваны.

Награда за паломничество не заключается в том, чтобы добраться до вершины или конца места, но в увеличенном смысле Священного исписания, полученном на этом пути. Восхождение Йен Ты не является исключением. Хоть и вид с вершины Фу Ван над чудесным заливом Хлонг на горизонте (в ясный день) и над низшими голубыми горами вокруг является самодовольным, он по-прежнему намного уступает чувству свободы, совершенному чувству легкости и связанности, которую в конечном итоге получают после преодоления слабых сторон, которая питается духом великого Патриарха, все еще присутствующего в каждом камне, дереве и кирпиче, составляющем путь.

Хотя недавняя установка канатной дороги облегчила паломникам завершить это за один день, вместо традиционного двухдневного восхождения, многие по-прежнему предпочитают следовать древнему пути не только для упомянутых выше духовных ценностей, но и для любви к природе. Пагода Йен Ты является частью национального парка. Прогуливаясь по тропе, можно увидеть множество гигантских старых деревьев, а также различные виды растений, цветов, бабочек, птиц, а иногда и мелких животных, таких как белки, обезьяны и т. д. Желтый бамбуковый лес, который дал название родословне Патриарха, существует в настоящее время, и может быть таким образом посещен. Природа находится на своем пике весной...
Не случайно, что отшельники по всему пространству и времени всегда выбирали природу и уединение для своего духовного развития. Контакт с природой облегчает спокойствие и возникновение полезных качеств ума. Можно сказать, что истинное паломничество должно вернуть путешественников в первоначальную обстановку прошлых духовных поисков и достижений. У паломников тогда будет шанс поднять свой дух, поддержать его, вдохновить или, по крайней мере, освежиться, чтобы лучше справляться с повседневными делами в повседневной жизни.

Весеннее паломничество всегда было важной частью жизни вьетнамских северян. Технология и современная жизнь будущих поколений могут привнести в нее новые элементы. Однако интуитивная сторона психики имеет свою собственную жизнь. Потребность в духовном обновлении не исчезнет так легко. Каждую весну лодки будут продолжать грести в тандеме по реке Йен, молитвы будут воспеты, и ароматные палочки будут гореть, чтобы обжечь глаза посетителей в пещере Хыонг, паломники, чтобы преклониться перед первой ступкой Патриарха и сияющими лицами, чтобы облегчить в тенистый лес ...., надолго! По крайней мере, это моя вера. Весеннее верование.

Author : Tam Bach